Выбрать страницу

Что такое дизайн-мышление и как его применять в презентациях?

Дизайн-мышление —  понятие не новое и было введено в оборот еще в 1969 году Гербертом Саймоном. Принцип этой идеи заключается в создании удобного для пользователя продукта. То есть дизайн-мышление —  это разработка сайта, приложения, презентации не с точки зрения того, как хочет заказчик, а с позиции потребностей, страхов и «болей» целевой аудитории.

Принцип работы дизайн-мышления

Главный принцип дизайн-мышления —  это выход за пределы стандартных и стереотипных решений. С помощью этого метода команды и организации лучше понимают потребности клиентов и снижают риски, связанные с запуском новых продуктов.

Также дизайн-мышление наиболее эффективно работает в ситуациях, когда проблемы не вполне понятны. Например, если мы создаем презентацию для нового бизнеса, который не знает с чего начать маркетинговое продвижение, о чем думают потенциальные клиенты и что для них важно.

Недавно мы как раз создавали коммерческую презентацию для производителя аутентичных интерьерных решений и уникальных мебельных гарнитуров. Этот бренд всего пару месяцев как вышел на рынок и нуждался в качественных маркетинговых материалах для продвижения среди розничных покупателей и корпоративных клиентов.

Рассмотрим методику дизайн-мышления как раз на этом примере:

1.   Эмпатия

Понимание проблемы человека, умение включаться в опыт и переживания других людей. На этом этапе мы проводим сбор информации о целевой аудитории, чтобы создать наиболее комфортное решение для пользователя. Да, мы помним про цели заказчика: «увеличить продажи», «привлечь потенциальных клиентов», но понимаем, что достичь этих целей получится только в том случае, если целевая аудитория получит ответы на все свои вопросы и «возражения» в одном месте.

Работу с проектом мы начали с предварительного брифа с заказчиком. Взяли интервью у владельца бизнеса, попросили ответить на вопросы о производстве, возможностях, существующих услугах, преимуществах.

Далее проанализировали ситуацию со стороны клиентов: просмотрели тематические форумы, читали комментарии людей, которые ищут интерьерные решения для дома. То есть мы работали не со всей аудиторией, заинтересованной в приобретении хоть какой-то мебели, а искали конкретные мнения людей, желающих приобрести оригинальные и нестандартные интерьерные решения.

—  Чего боится эта аудитория? Чего они желают? Как хотят, чтобы выглядела их кухня, спальня или прихожая?

Да, эта работа немного выходит за рамки дизайнера, который по идеи только и должен, что рисовать красивые картинки. Однако, как мы уже говорили ранее вот в этой статье, хороший дизайнер —  это немного и копирайтер, и маркетолог, и даже создатель сюжетов.

2.   Фокусировка

Цель этого этапа —  систематизация ответов заказчика и собранных мнений пользователей. Важно проанализировать информацию и выделить ключевую проблему (проблемы) с которыми придется работать.

В нашем случае основными проблемами для проработки стали:

  1. Молодой «ноунейм» бренд, с отсутствием наработанной базы клиентов;
  2. Страх у клиентов получить не то, что они хотели;
  3. Желание клиентов прийти, пощупать, посмотреть и понять, что компания реальна.

3. Генерация решений

Определение проблемы и поиск траектории для дальнейших действий. Теперь требуется придумать решения, которые помогут закрыть возражения целевой аудитории.

Что сделали мы:

  1. Разработали структуру презентации, которая отвечает на всевозможные вопросы розничных и корпоративных заказчиков;
  2. Описали преимущества производителя, а для ключевых моментов —  вроде бесплатного дизайн-проекта и шоу-рума, даже выделили по отдельному слайду, чтобы информация не потерялась в кипе других данных.
  3. Рассказали про повышенную гарантию, этапы производства мебели от замера до монтажа, а также про разработку индивидуальных проектов.

4. Прототипирование

Проверка работоспособности разработанной идеи на практике и создание презентации с решением обозначенных задач.

В этом плане, мы выделяем наиболее важные смыслы и ставим их на первый план с помощью типографики или создания визуального фокуса.

Также используем на слайдах Sale Point —  текстовые блоки с заголовком в 2-3 слова и краткой описательной частью. Люди не любят читать пелену текста, поэтому короткие тезисы упрощают восприятие информации и сокращают время просмотра презентации без потери важных смыслов.

5. Тестирование

Этот этап больше характерен для разработки лендингов или приложений, так как в случае их тестирования существуют простые метрики, которые позволяют отследить пользовательскую активность и количество посещений.

В нашем случае проверить эффективность презентации можно:

  1. С помощью оценки «понравилось/не понравилось» со стороны заказчика
  2. Временем

Однако следует понимать, что отсутствие заявок или большое количество отказов может быть спровоцировано не только плохим презентационным материалом, но и не профессиональной работой менеджеров по продажам или невыгодным предложением.

Эмпатия помогает создавать нестандартные решения

Создавать сайты, приложения и презентации можно просто рассматривая предложения конкурентов, не погружаясь в проблему пользователя и не изучая ее изнутри. Однако в этой ситуации мы получаем шаблонное решение, которое в конкретном случае может быть неуместно.

Например, в среде презентаций, особенно среди заводов и крупных предприятий, распространено решение ставить максимально подробный рассказ о компании в начало презентации: история, первые лица предприятия, цитаты генерального директора, миссия, принципы и прочее…

Такое решение имеет место, но только в среде компаний, завоевавших имя на рынке и работающих уже не один десяток лет. Например, такую презентацию мы создавали для стекольного предприятия «Саратовстройстекло», которое ведет свою деятельность аж с 1954 года.

Молодые компании, видя такой пример, тоже решают выпятить грудь и на первое место поставить корпоративную информацию, которая особо целевую аудиторию не интересует.

Нужно думать о том, чего хочет целевая аудитория, а чего она боится, какие проблемы решает и каких ситуаций желает избежать. Осознаем «боли» потребителей, думаем, как продукт может эти «боли» закрыть, а вокруг готового ответа выстраиваем маркетинговый проект.