Выбрать страницу

Как закончить презентацию: советы для впечатляющего финала

Вы только что закончили создавать самую удивительную презентацию из всех, что когда-либо делали. Написали трогательную речь, расставили картинки и сейчас разрабатываете свои последние слайды. Но подождите! Как вы закончите свое выступление, чтобы привлечь и впечатлить даже тех людей, которые успели отвлечься от презентации?

Вам не нужно читать «Риторику» Аристотеля, чтобы эффективно завершить свою презентацию. Ведь в этой статье мы дадим несколько советов, которые помогут вам повлиять на слушателей и привлечь новых клиентов, инвесторов или студентов с помощью отличного финального аккорда.

Подведите итоги вашего выступления

Перед тем, как сказать «спасибо» и «до свидания», вы должны подвести краткие итоги своего спича и дать что-то новое аудитории.

Повторение материала —  это тоже хорошая идея, особенно для сложных проектов, где ведется рассказ о чем-то инновационном и непривычном. Благодаря повторению аудитория поймет глобальную структуру вашей речи, особенно если ранее рвано восприняли информацию. А также это отличный способ устранить сомнения людей и дать ответы на предполагаемые возражения аудитории.

Дайте аудитории что-то такое, что заставит ее захотеть узнать больше о вашем продукте или услуге.

Используйте цитаты

Если не знаете, что сказать, то используйте цитату известной личности. Этот вариант подходит как некоммерческим, так и коммерческим презентациям, ведь ссылка на авторитетную личность всегда производит сильное впечатление и убеждает аудиторию лучше, чем даже ваши слова.

Также вы можете использовать цитаты из книг или фильмов. Вспомните фильм «В джазе только девушки». Фраза, произнесенная в этом фильме, стала одной из самых цитируемых строк в истории. Когда Джерри признался, что он мужчина, Осгуд сказал: «Ну, никто не совершенен«.

Возьмите известную цитату для вашей презентации. Выберите фразу, которая отражает вашу ключевую мысль или вызовет приятные чувства у слушателей. Также идея с цитатами —  это отличный способ не только закончить, но еще и начать выступление.

Используйте эмоции, чтобы убедить аудиторию

Вы объяснили все технические детали компании, продукта или услуги. Теперь давайте добавим несколько эмоциональных штрихов к той мысли, которую вы хотите донести. Постарайтесь связать свой продукт с эмоциями, например, расскажите, как изменится жизнь людей после приобретения вашего продукта: “Вам больше не придется стоять за плитой и готовить, если в вашем доме появится роботизированная кухня!”.

Конечно, эмоции можно использовать по ходу всей презентации, но эмоциональное завершение будет намного эффективнее. Ведь наша память работает лучше, когда она подкреплена эмоциями. Мы очень ясно помним радостные моменты, моменты приключений или периоды горя, но вы можете не помнить, например, что делали или ели неделю назад.

Гарантия хорошего финала —  это вовлечение аудитории в выступление

Если не будете вовлекать слушателей в свое выступление, то они быстро заскучают и отвлекутся, а финал презентации будет никому не интересен. Поэтому превратите свое выступление в рассказ, где ваши слушатели сами будут ждать финала, чтобы узнать развязку истории.

Помните, что презентацию вы сделали не ради себя или своего начальства!

А подготовили проект и выступление для потенциальных клиентов, инвесторов или просто слушателей.

Но что нужно сделать, чтобы привлечь аудиторию?

Задавайте вопросы, и бросайте аудитории вызов.

 Для большой аудитории подойдет манёвр с провокационным вопросом. Это хороший способ заинтриговать людей и заставить их дослушать ваше выступление до финала. Например, Памела Мейер начала свое выступление так: “Ладно, я не хочу никого пугать в этом зале, но мне хотелось бы обратить ваше внимание, что человек справа от вас —  лжец”.

Заявление провокационное и заставляет дослушать выступление хотя бы до середины. А если прибавь к этой фразе короткие и обобщающие выводы, объясняющие смысл и идею в двух словах, то это гарантирует, что информация отложится у аудитории в голове надолго.

Если выступаете перед небольшой аудиторией, например, проводите презентацию для коллег по итогам года, то помните про психологическую уловку и задавайте вопросы сразу всем, а не отдельному человеку. Например, если вы сразу выхватите человека из зала и скажете, к примеру, «Петр, что нужно сделать, чтобы улучшить показатели компании, как ты считаешь?«, то над вопросом будет думать только Петр, а все остальные вздохнут с облегчением и отвлекутся.

Добавьте призыв к действию

Если вы думали добавить слайд «Спасибо за внимание!», то забудьте об этом, как о бессмысленном переводе слайдов. Поблагодарить аудиторию можно голосом, просто сказав спасибо. А закончить выступление всегда следует более осмысленно, например, с помощью слайда с призывом к действию.

Оставьте контакты и напишите что-то в духе «10% скидка на оборудование при заказе до 31 декабря«. А голосом попросите людей писать или звонить вам, как можно быстрее, пока предложение еще в силе.

Люди не любят думать и искать решения самостоятельно, поэтому их нужно направлять. Если хотите, чтобы они перешли по ссылке, написали или позвонили, то скажите им об этом.

Ключ к хорошему финалу презентации заключается в том, чтобы показать людям, что вы сами заинтересованы в рассказе презентации, а также стремитесь к тому, чтобы люди поняли вашу тему.

Поэтому подытожить презентацию кратким выводом или оставить контакты с призывом к действию работает для любых презентаций.