Выбрать страницу

Приемы ораторского искусства

Побудить людей к определенным действиям

Ораторское искусство – это способ разрешать противоречия и приходить к соглашениям, менять общественное мнение за счет умелого использования речи, донести до слушателей новые знания, открытия в области науки, техники, искусства. В основе ее лежит речь. Речь по Аристотелю «слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета о котором он говорит и из лица, к которому он обращается; аудитория – конечная цель речи».  Согласно этому определению, оратор при подготовке к публичному выступлению должен ориентироваться на эти три составляющие. Нас с Аристотелем разделяет две тысячи триста лет. Но его трактат по риторике востребован и  сегодня. В ней он раскрывает инструменты и приемы ораторского искусства. Аристотель на первое место ставит речь. Речь создает семью и государство. Благодаря речи человек приобретает уникальную возможность передавать знания и развивать их совместно с другими людьми. Важным считает Аристотель и качества оратора. Учитывая силу воздействия на умы и ответственность за результат, важна нравственная позиция оратора, его глубокие знания  по данному вопросу, его эрудиция. Он рассматривает речь как искусство, так как ей присуще стиль, композиция, ритм, эмоциональная окраска и периодичность. Труд Аристотеля является основой и началом для всех работ по теории и практике искусства убеждения.

Все приемы и секреты ораторского искусства широко и подробно раскрыты Дейлом Карнеги. Его книга «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично» переизданная, чтобы соответствовать современным требованиям, стала настольной книгой многих ораторов. Секреты публичных TED- выступлений похожи на пособие Дейли Карнеги, адаптированного к особенностям ХХI века. Кармин Галло автор книги «Презентация в стиле TED» пишет: «Все советы, которые дал Карнеги в 1915 году по сей день остаются ключевыми принципами эффективной коммуникации», единственно что «Карнеги был лишен наиболее действенного инструмента, позволяющего постигать искусство публичных выступлений – Всемирной сети…».   9 особенностей, которые выделяет Кармин Галло, проанализировав 500 TED — выступлений талантливых людей, может взять на вооружение любой начинающий оратор. 

Отличительные особенности самых впечатляющих презентаций

новизна

они учат меня новому. Это самый действенный способ привлечь людей

эмоциональность

они затрагивают сердце

незабываемость

их содержание подано так, что его трудно забыть. Это отражает собственный стиль оратора

Учитесь у мастеров. Они видят мир иначе

«Талантливые ораторы определяют ход событий». Их чтят и помнят – Линкольн, Джефферсон, Черчилль, Кеннеди…
Книга Кармин Галло дает нужные инструменты и показывает, как ими правильно пользоваться, чтобы обрести собственный голос.

Прием №1: Раскройте в себе источник вдохновения

«Нельзя вдохновить других, если ты сам не испытываешь воодушевления». Загляните в себя, в глубину своей личности, чтобы отыскать связь с темой своего выступления. Помните, воодушевленная речь оратора подобна свежему глотку холодной воды в пустыне. Предметом ваших выступлений должно быть то, что вызывает у вас истинную страсть – тогда это вдохновит ваших слушателей. Вначале проверьте, ваша мотивация выступления эгоистична или альтруистична. Если вы преследуете единственную цель – заключить сделку или повысить свой статус, вы вряд ли добьетесь понимания аудитории. Сделка не состоится. Если же вы преследуете цель альтруистичную – снабдить людей информацией, которая поможет им изменить их жизнь к лучшему – то связь будет.

 Важный элемент всех выступлений – страсть. Сегодня выработалось определение «предпринимательская страсть». Это сильные позитивные чувства, которые вы испытываете по отношению к чему-либо, что очень важно для вас. Если тема отражает вашу личность – говорите об этом. Когда вы чем-то страстно увлечены, вы постоянно думаете об этом предмете, работаете над ним. Презентации перед инвесторами – один из самых важных видов выступлений в бизнесе. Страстный лидер должен покорить сердца инвесторов. Такие как GOOGLE,  APPLE не увидели бы свет, если бы, не их харизматичные  лидеры. Но это не единственный критерий.

Прием №2. Искусство повествования

Овладейте этим искусством. О композиционном построении речи говорил еще Аристотель. Речь должна быть «удобнопонимаема», а для этого ее надо правильно выстроить. Например, известный оратор Брайан Стивенсон советует рассказывать истории и уделяет им 65% всей презентации. Но истории должны раскрывать основную идею выступления. «Люди должны доверять вам – пояснял Стивенсон – если вы начинаете с какой-то заумной мысли, далекой от повседневной жизни обычного человека, слушателям будет нелегко проникнуться.» Он всегда рассказывает о семье, о детях, о беззащитных…

Невозможно убедить, опираясь лишь на голую логику. Как использовать составные части аргументации по Аристотелю?

Распределить содержание на три части по категориям:

1. Пафос (эмоциональное воздействие) -65%

2. Этос (доверие) — 10%

3. Логос (факты, доказательства) — 25%

Истории порождают идеи и эмоции в мозге слушателя – это открыли ученые, изучая активность мозга. Все мы обожаем истории. Это следует помнить.

Лучшие современные ораторы выбирают:

  1. личные истории
  2. истории о других людях, чей опыт можно перенять.
  3. истории об успехе или провале продуктов и брендов.

Не забывайте о силе слова. Не употребляйте затасканные термины, используйте метафоры, яркий образный язык. Например, «бархатный голос», в комнате стоял «запах лаванды».

Прием №3. Ведите выступление как беседу

Репетируйте материал, делайте его частью себя, чтобы ваше выступление шло так же гладко и естественно, как разговор  с другом. В чем секрет. Вы сможете убедить аудиторию только тогда, когда установите с ним эмоциональную связь и завоюете ее доверие. Жесты, язык тела не должны расходиться со словами. Если установится обратная связь, то цель достигнута. Для этого репетируйте свое выступление, записывайте на видео, выступайте перед друзьями. Видеокамера – идеальный инструмент для совершенствования ораторского искусства. Стив Джобс вывел правило 10000 часов. Он утверждал, что для того, чтобы овладеть тем или иным навыком нужно потратить на себя 10000 часов.

Как говорить так, чтобы тебя слушали. Эти правила установлены еще Аристотелем. Уделять внимание на:

темп речи

громкость голоса

высоту тона

паузы

Важные слова можно выделить понизив или повысив голос, изменить темп речи ( быстро, медленно). Ключевые слова — выделить паузами. Идеальный темп – несколько быстрее 150 слов в минуту. Вникните в понятие «язык тела». Ваши движения должны быть естественными. Великие лидеры отличаются уверенностью в себе. Говорите и выглядите, как лидер. Помните, жесты и движения служат украшением слов.

Прием №4. Новизна

Научите меня чему-то новому. Человеческий мозг любит все новое. Ненасытная любознательность Джеймса Кэмерона повлекла создание фильма «Титаник». «Любопытство — ваше главное достояние, — заявил на TED – презентации Кэмерон в 2010г. – Воображение – это сила, формирующая реальность».  Он снял фильм, потому что страстно хотел погрузиться к настоящим обломкам «Титаника». Это было его целью, а причиной, убедить кинокомпанию профинансировать это погружение, стало создание фильма. Он сказал дирекции: «Мы погрузимся к обломкам, будем снимать погружение в живую, получится отличное начало фильма». Это очень важный момент, прекрасный маркетинговый трюк. И ему удалось.

По своей сути люди исследователи. Мы так устроены – познавать все новое. Аудиторию надо кормить новыми, интересными, увлекающими, воодушевляющими информациями. Оратор должен подать любую информацию оригинально. Кармин Галло пишет «Только глядя на свой мир через новую призму, вы сможете научить аудиторию видеть свой собственный мир в новом свете. Нейробиологи обнаружили, что только бомбардировка мозга новыми впечатлениями побуждает его видеть мир иначе».

«Не идете за чужой историей – создайте собственный шедевр» — пишет О. Уберти — оратор и дизайнер.

Прием №5. Создавайте ошеломительные моменты

Порой приходится удивлять, чтобы расшевелить слушателей и достучаться до них. Ярким примером является презентация Билла Гейтса, когда он в зал выпустил из банки несколько москитов, сказав при этом: «Малярию переносят москиты. Я захватил с собой несколько экземпляров. Пусть полетают немного. Почему болеть должны только бедные» …Это ошеломило аудиторию и дало поразительный результат. Здесь ораторский прием – наживка и его скушали. Обращайтесь сразу к нескольким органам чувств: зрению, осязанию, ощущению. Мозг не воспринимает абстрактные идеи. Приводите конкретные и содержательные и понятные примеры. Непревзойденным мастером ошеломительных эффектов был Стив Джобс. Любое выступление он превращал в зрелищный спектакль. Создавайте моменты озарения, что бы в конце слушатель воскликнул: «Ну, конечно, же! Теперь я понял!» Один из ключевых навыков выдающихся ораторов является умение передать основную идею коротким, емким сообщением и завершать выступление на высокой ноте.

Прием №6. Вносите нотку несерьезности

Используйте шутки. Аристотель рекомендовал «серьезность противника отражать посредством шутки, а шутки — посредством серьезности». Юмор разрушает защитный барьер, делая аудиторию более восприимчивой к вашему сообщению. Но надо научиться вкраплять шутки в свою речь естественно и творчески. Учеными доказано, что мозг запрограммирован реагировать на юмор, и юмор служит ключевым элементом новизны в сообщении.

Фабио Сала изучал юмор 40 лет и пришел к выводу, что «юмор, используемый с умом смазывает колеса системы управления. Он уменьшает враждебность, обезоруживает критиков, ослабляет напряжение, поднимает боевой дух и помогает сообщать неприятные новости». Не пытайтесь быть смешным, но уделяйте самое пристальное внимание тому, как вы используете юмор (если не умеете – не надо прибегать к нему).

Прием №7. Незабываемость

Придерживайтесь правила 18 минут. В чем тут секрет. Ученые установили, что переизбыток информации препятствует успешной передачи идеи. 18 минут – это достаточно много, чтобы сохранить серьезность. Вопрос – как 45 минутное выступление уложить в 18 минут? – выделить самое главное. Оказывается, только 18 минут стимулируют мозг, а три часа отупляют. Поэтому 18-20 мин. – это оптимальное время, чтобы убедить аудиторию. Инаугурационная речь Джона Кеннеди длилась 15 минут. За это время он сумел вдохновить целую нацию на исследование Луны.

Придерживайтесь правила «3». Им пронизано все – три поросята, три богатыря, святая троица и т.д. Разделите речь на три части, три истории, три примера.

1-й шаг.  Создайте заголовок (это всеобъемлющая  мысль).

2-шаг. Подкрепите заголовок 3 ключевыми сообщениями, т.к. человеческий мозг может обработать в краткосрочной памяти лишь три фрагмента.

3-й шаг. Подкрепите 3 сообщения историями, статистикой и примерами.

Прием №8. Создавая мысленные картины, воздействуйте на несколько органов чувств

Люди должны услышать, увидеть, почувствовать. Это будет результатом вашего выступления. Человек запоминает картинки лучше слов. Научитесь рисовать картину без изобразительных средств, рисовать описанием. Люди запоминают информацию более ярко, если идет воздействие на несколько органов чувств.

Прием №9. Будьте верны себе

Будьте искренне, открыты, откровенны. Большинство людей чувствуют фальшь. Если вы попытаетесь быть тем, кем в действительности не являетесь, вам не удастся завоевать аудиторию. Будьте самим собой.

Публичные выступления считаются формой искусства.  Вы можете учиться ораторскому мастерству на опыте других людей.  «Когда вы выступаете с презентацией, перед вами не стоит цель – выступить с презентацией. Ваша цель – вдохновить слушателей, затронуть самые сокровенные струны их души, побудить их мечтать и строить грандиозные планы. Вы никогда ни в чем не убедите аудиторию, если она не доверяет вам, не восхищается вами и не питает к вам неподдельной симпатии» — Кармин Галло вице-президент по медиатренингам.

Учитесь, тренируйтесь. Ищите в себе изюминку. Раскройте в себе мастера, определив, что вызывает у вас наибольший душевный подъем. Еще Аристотель в 3 веке до н.э. считал качества оратора важными.

ХОТИТЕ ЗАКАЗАТЬ ПРЕЗЕНАТЦИЮ?

Вы всегда бесплатно можете заказать в компании BIECOM расчет конечной стоимости презентации и запросить дополнительное портфолио по своей отрасли бизнеса