Ораторское искусство преподавателя в современном обучении

Больше слов – больше дела: почему вы и ваши сотрудники обязаны быть ораторами

Ораторское искусство преподавателя

Ораторское искусство преподавателя является одним из видов ораторства. Цель педагогики достигается благодаря устной речи преподавателя. Речь  признана дать знания, научить учащихся выражать свои мысли, правильно говорить. Так же она должна вызвать интерес к дисциплине, которую преподает педагог и к тому, о чем он говорит на уроке и домашним заданиям

Поэтому очень важно, чтобы педагог владел мастерством публичного выступления. Сказать и быть услышанным очень важно для преподавателя. Для этого существует много методик и правил. Начиная с Платона и до современных авторов, в книгах по риторике даются советы, что надо делать, чтобы достичь ораторского мастерства, которое является показателем профессионализма преподавателя.

ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ УРОКА И РАССКАЗА

Для начала учитель определяет цель урока и своего рассказа. Чаще всего, это  выдать информацию и побудить к действию, т. е. вызвать интерес к познанию. Очень важно выстроить свой рассказ или выступление, придерживаясь композиционных правил: вступление, основная часть и кульминация, заключение

Об этом написано в книге Р. Гандапаса: «Закон композиции не придуман самим человеком, а свойственен его природе». Действительно, любое действие человека выстроено композиционно. Значит и урок, выстроенный по правилам композиции, которым подчиняется наша жизнь, будет воспринят учащимся и будет результативным. Грамотно построенный урок и рассказ учителя лучше запомнится и легче для исполнения самому преподавателю. Выдающийся ученый ХХ века Е.А. Адамов в своей работе «Ораторское мастерство» выдвигает для педагогов шесть требований:

ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РИТОРИКИ ПЕДАГОГА

ЭРУДИЦИЯ

Первое требование- это глубокое знание основного материала. Но так как приходится иметь дело с разнообразными вопросами, преподаватель должен знать и дополнительный материал: достижения науки и техники, современные события, новинки литературы искусства и т.д. Кроме глубины знаний должна быть широта обхвата материала и достоверность. В своей знаменитой речи перед студентами А. Ухтомский приводит в пример слова Аристотеля «Действительно знать – значит научать ребенка». Также отличное знание материала делает педагога уверенным в себе.

ЭНЕРГИЯ

Учитель не должен входить в класс с плохим настроением. Он оратор и придерживается всех правил ораторского искусства. Есть люди от природы энергичные, и они заряжают своей энергией других. Но таких людей немного. Что делать обыкновенному человеку? – надо работать над собой. Стать энергичным помогает физкультура,  занятия восточными дисциплинами, дыхательная  гимнастика и т.д. И еще, « есть цель – есть энергия». Значит очень важно иметь цель. Прежде чем начать говорить, задай себе вопрос — что я хочу этим сказать, и чего я хочу достичь.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Для успешной педагогической деятельности очень важно владение живым словом. Слова должны создавать образы. Эмоциональность речи придают прилагательные и глаголы. Большое значение имеет интонация голоса. Голос либо привлекает, либо отталкивает. Интонация бывает разной – уверенная, командирская, упругая, мягкая. Ее можно выработать путем тренировок. Сюда же относится тембр голоса и дикция оратора, презентатора. Часто эмоции бывают одним из самых важных элементов презентации и обучеждения, в особенности когда необходимо «взбодрить» аудиторию или когда аргументов недостаточно

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ

Она выражается в образности в выразительности рассказа, в умелом использовании поговорок, цитат, пословиц, высказываний.

ЭТИКА

Это простота и ответственность перед аудиторией. Доброжелательное отношение к ней, уважение. Учитель не должен опаздывать на урок. Не игнорировать вопросы, обладать чувством времени.

ЭСТЕТИКА

Педагогическая риторика – это умение и красиво говорить, и красиво выглядеть перед собравшимися, любой аудиторией и конечно своими учениками и студентами

В ораторском искусстве преподавателя все важно: и речь, и логика мышления, и голос, и его интонация, дикция,  умение вести диалоги, и держать внимание аудитории и быть привлекательным. Главную задачу педагога определил А.А. Ухтомский словами: «…Подлинное знание живо и практично, оно несет в своем существе тенденцию к передаче и распространению». Передавать свои знания, опыт, мастерство; чтоб тебя слушали не только ушами, но и головой, сердцем и душой,- это предназначение