Выбрать страницу

История ораторского искусства

Возникновение ораторского искусства

Объективной причиной возникновения ораторского искусства стала необходимость публичных выступлений для принятия решений вопросов, которые имели общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность идей, отстоять свою позицию, необходимо было убедить другую сторону в правильности своих идей, а для этого нужно владеть искусством слова, т.е. мастерством оратора и быть им.

История свидетельствует, что благотворным условием для появления и развития ораторского искусства является демократическая форма правления, когда граждане активно участвуют в общественной и политической жизни государства. Яркий пример – древняя Греция, где ораторское искусство стало предметом – риторикой, а позже оформилось как наука. Но это не значит, что при другой форме правления, мастерство красноречия отсутствовало. 

История ораторского искусства

Уходит в глубь веков, в ХV –Х в.в. до н.э. С развитием общества и культурных отношений умение говорить и убеждать становится все востребованным.  Ораторское искусство было известно в древней Индии, Египте, Ассирии, Вавилоне. Эти государства в период с Х до IV веков до н.э. достигли своего высшего расцвета. Например, в Индии в 700 г до н. э был построен 1-й на планете университет, где преподавалось 60 предметов. В 400 г. до н.э. построен 2-й университет. В медицине проводились операции на головной мозг, удаляли катаракты. Храмы Индии и сегодня восхищают своей красотой и великолепием. До нас дошли художественные произведения древней Индии – поэма «Рамаяна» «Махабхарата». Ассирийские анналы, которые являются лучшим примером литературы, диалоги, такие как «Лето и Зима», басни «Об орле и змее», мифы «О сотворении мира», вавилонская поэма «О Гильгамеше», повесть «Об Ахикаре», где изложены поучения старого Ахикара об искусстве говорить и молчать. В этих государствах существовали суды, а значит там звучали обвинительные и защитные речи, а это один из видов ораторского искусства.  Все страны Средней Азии, Востока, Египет постоянно вели войны между собой. А значит имело место публичных выступлений полководцев и царей перед воинами с пламенными речами для воодушевления на подвиги и на защиту своей страны. В ходу была военная дипломатия. Велись переговоры, заключались перемирия. Все это требовало умения искусно говорить.

История ораторского искусства и Афинская демократия

Началом ораторства принято считать 490 годы до н.э., когда Перикл, афинский государственный деятель, полководец, знаменитый оратор, основал афинскую демократию и после многочисленных войн установился золотой век. Афины стали центром искусства, литературы, философии. Установившийся строй – рабовладельческая демократия – дала возможность всему свободному мужскому населению участвовать в обсуждении важных государственных дел: в народном собрании, в совете 500, в судах. Чтобы отстоять свое мнение, надо было уметь говорить красноречиво и убедительно, а должностные лица обязаны были владеть ораторским искусством, т.е. мастерством публичного выступления.  Знаменитые ораторы – Перикл, Демосфен — были политическими деятелями, а Демосфен стал ярким примером того, что овладеть ораторским искусством можно, если усердно учиться этому. Ораторство и политика были неразрывны. Все мужи Афин читали труды философов, учили их трактаты наизусть, декламировали. Большую популярность приобрели философы – софисты. Они стали почитаемы. Софисты открывали платные школы по риторике и становились учителями. Это были школы философов – просветителей. Большой славой пользовалась риторическая школа Исократа. За плату так же писались судебные речи населению. Софисты создали культ слова и оформили риторику как науку.  Они обучали правилам построения речи, манере произношения, подаче, умению воздействовать на аудиторию. Речь стала предметом изучения, а «Риторика» — царица всех искусств. Цель софистов была научить учеников вести полемику, дискуссии. Не было единой системы обучения, только Горгий создал «Учебник красноречия». О философах-софистах сохранились свидетельства у Сократа, Платона, Диогена.

Философы древней Греции и ораторское искусство

Древнегреческая философия постепенно складывается как наука, а вместе с ней и ораторское искусство. На смену софистам пришел великий философ, оратор, талантливый педагог – Сократ – начинатель классического периода греческой философии. К сожалению Сократ не оставил письменных трудов. О нем мы узнаем от Платона, Аристотеля, Ксенофонта. Сократ вел свое обучение методом диалога. Он обучал философии, риторике.  Учил благородству. Уровень образованности своих учеников Сократ определял по речи. «Когда слово не бьет, то и палка не поможет», — говорил он. Сократовские диалоги это начало Платоновской диалектики.  Ученик Сократа Платон представляет «Афинскую школу» философов. Платон в философии придерживался принципов Сократа. В 380 г. до н. э. основал религиозно-философский союз близ Афин в местности Академа, который стал называться Академией Платона. Здесь рассматривался широкий круг вопросов по математике, философии, астрономии, естествознанию, риторике. Метод обучения был диалог.

В своем диалоге «Федр» Платон изложил теорию красноречия в диалогах между Сократом и египетским Тотом.  «Вся речь должна быть словно живое существо» – писал Платон. И строить ее надо композиционно: «вступление, изложение, свидетельства, доказательства и правдоподобные выводы» Он считал, преподаватель ораторского искусства должен знать природу вещей и ее идеи, стремиться к познанию души слушателя. Знать какую душу, какими речами и по какой причине непременно удастся убедить. Платон выдвигал на первый план эмоциональную убедительность речи.  Логические доказательства отходили у него на 2-й план. Он был убежден, что в судах никому нет дела до истины, нужна только убедительность». «Красноречие должно всегда побеждать. Пользоваться красноречием следует осторожно. «Красноречие – это мастер убеждения, внушающего веру в справедливое и несправедливое».  Оратор, по мнению Платона, должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать истину того, о чем собирается говорить.

Ученик Платона Аристотель продолжил его теорию и создал свою всестороннюю систему философии. Он учился в Академии Платона, преподавал там риторику и другие предметы. Аристотель автор 150 трудов и трактатов. После смерти Платона в предместье Афин Аристотель организовал свою новую школу – Ликей – где преподавал и проводил самостоятельные исследования. После смерти А.Македонского Платон покинул Афины. Его Академию возглавили преемники. Последователь Аристотеля Андроник Родосский собрал его труды в книгу под названием «Метафизика». Издал трактаты Аристотеля «О душе», «Риторика», «Поэтика», «Эвдемова этика» и др. «Риторика» Аристотеля актуальна и сегодня. Она посвящена искусству красноречия. В ней он раскрывает все основополагающие принципы и приемы ораторского искусства. Его риторика – это эстетика, связанная с силлогистикой. Его силлогизмы имели огромную силу воздействия на людей и на целое общество. «Риторика – искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов», которые могут считаться «достоянием всех и каждого», писал он в своем трактате.

Расцвет ораторского искусства в древней Греции продолжался до II в. до н.э., до момента, когда Греция не оказалась под владычеством Римлян. Академия была закрыта. Но это не значит, что история ораторского искусства на этом закончилась. Она получила свое дальнейшее развитие в Риме.   Из истории видно, что наиболее активно ораторство развивается в переломные этапы жизни общества, когда возникает историческая необходимость участия народных масс в решении важных государственных вопросов – войны, революции. Ораторское искусство помогает сплачивать людей. Или, когда складывается благотворное состояние в обществе для всестороннего развития культуры, искусства, науки, архитектуры, как например эпоха Возрождения. Новый всплеск интереса к ораторскому искусству в наши дни связан с политическими и общественными процессами, происходящими в нашей стране и во всем мире.

Ораторское искусство на протяжении всей истории человечества использовалось в различных сферах жизни общества — социальной, идеологической и духовной. Ораторство и политика неразрывны.