Выбрать страницу

Дофамин, мотивация и презентации

В своем блоге мы очень много говорим про дизайн, тексты и речь спикера. Но еще ни разу мы не затрагивали такую важную тему как мотивация. Как удержать внимание слушателей на полуторачасовой презентации? Как заинтересовать учеников или сотрудников во время выступления? Даже самые ответственные люди могут отвлекаться и уходить в свои мысли, поэтому, чтобы уметь удерживать внимание аудитории, важно понимать что такое мотивация и как ей можно управлять.

В этом материале мы затронем книгу Фрэнка Роуза «Искусство погружения», в которой автор охватывает исследования, помогающие нам раскрыть факты о нашем мозге и мотивации.

Давайте посмотрим, какое отношение дофамин имеет к мотивации, и как эти знания должны влиять на то, что мы представляем.

Что такое дофамин?

Дофамин — это гормон, который передает сигналы по всему нашему телу: от мышц до желез, от основных органов до рецепторов. Как и в случае с большинством функций организма, нам требуется баланс, чтобы функционировать на оптимальном уровне. Здоровый уровень дофамина связан с нашей способностью фокусироваться, с нашей производительностью и творчеством, а также с нашей способностью планировать и учиться.

Дофамин иногда называют гормоном удовольствия, но как говорит Сара Шеппард в одной из своих статей «это неправильное название, поскольку дофамин на самом деле не вызывает удовольствия. Однако он усиливает чувство удовольствия, связывая ощущения удовольствия с определенным поведением».

В контексте нашего разбора важно понять как ощущение удовольствия связано с определенным поведением.

Миф о мотивации

Как вы считаете, люди мотивированы последовательными вознаграждениями, непоследовательными вознаграждениями или вообще вознаграждение никакое не нужно?

Большинство из вас, вероятно, выбрали последовательное вознаграждение, верно? Особенно те, кто уже стал родителем или работает учителем.

В своей книге Роуз цитирует исследование британского нейробиолога Пола Говарда-Джонса, который говорит: «Общепринятая мудрость заключается в том, что вознаграждения должны быть последовательными». В проведенном исследовании он обнаружил, что студенты более мотивированы продолжать обучение, если они не уверены, получат они награду или нет. Многочисленные исследования показали, что непоследовательные вознаграждения наиболее эффективны для формирования и поддержания человеческой мотивации.

Вот пример, основанный на исследованиях Говарда-Джонса. Допустим, вы участвуете в конкурсе на работе. Цель —  получить наибольшее количество новых клиентов с помощью холодных звонков. Если каждый человек, с которым вы разговариваете по телефону, говорит «да» и становится новым клиентом, то вы теряете заинтересованность. Вы начинаете понимать, что можете легко получить новых клиентов, поэтому конкуренция теряет для вас свою привлекательность, а ваша мотивация снижается. Если вы совершаете десятки звонков, и каждый человек говорит «нет», вы перестаете ожидать появления новых потенциальных клиентов, что также снижает мотивацию.

Однако, если некоторые люди говорят «да», а некоторые — «нет», то это становится игрой и соревнованием для мозга. Мотивация растет, вовлекая вас в соревнование еще сильнее. Роуз цитирует Вольфрама Шульца, другого исследователя, который обнаружил, что «дофаминовые нейроны реагируют на первичные вознаграждения только тогда, когда вознаграждение происходит непредсказуемо … напротив, полностью предсказанное вознаграждение не вызывает реакции в дофаминовых нейронах».

Мозг жаждет охоты

Наш мозг, с точки зрения мотивации можно сравнить с охотником, ведь он управляется не фактом самой добычи, а размером и непредсказуемостью награды. Роуз считает: «дофамин регулирует наше ожидание удовольствия. Как только ожидаемая награда становится обычным явлением, дофамино-восприимчивые нейроны не срабатывают».

Вот почему лудоманы и люди с наркотической зависимостью с каждым разом повышают ставки или нуждаются в больших дозах. Наркоман не чувствует удовлетворения от привычной дозы, так как его мозг уже ожидает этого, поэтому человек стремится к новым ощущениям.

Так что охота —  это то, что движет нами. Роуз также цитирует исследование Джозефа Леду, директора Центра нейронных наук в Нью-Йоркском университете. Изучив корреляцию уровня дофамина у хищников, Леду установил следующее «Если измерять дофамин у животного во время поиска добычи, то можно зафиксировать очень высокий уровень этого гормона … однако когда хищники находят добычу и поедают ее, повышение уровня дофамина не регистрируется».

Презентации, которые повышают мотивацию

Но все эти невероятные научные знания, этот интимный взгляд на тайны нашего мозга не имеют большого значения, если мы не можем их применить. Вот урок спикеров, который мы смогли для себя вывести: мы должны создавать пространство, в котором слушатель становится «охотником» за наградой.

Вот несколько способов как это можно воплотить в презентациях:

 

Создайте интерактив, в котором слушатель может принять участие.

Видеоигры от первого лица могут вызывать привыкание, потому что они усиливают роль пользователя в создании и контроле происходящего. В своих презентациях работайте над тем, чтобы дать аудитории активную роль. Проведите предварительный опрос, чтобы узнать, что для людей наиболее важно. Оставьте время в конце презентации, чтобы слушатели могли задать вопросы.

 

Создайте напряжение.

Это популярный прием в презентациях. Спикер прибегает к сторителлингу и рассказывает историю до кульминационного момента, не оглашая развязку. Тайна финала истории и напряжение повисают в воздухе. Это сильнее вовлекает слушателей в процесс и заставляет людей «охотиться» за выводом. В завершении презентации докладчик возвращается к своей истории и предлагает награду, которую желали слушатели.

 

Отдых —  это смена деятельности

Можете использовать прием короткого отвлечения от основной темы выступления, чтобы поговорить о чем-то отстраненным. Такой прием особенно актуален для преподавателей, ведь он подстегивает ожидания людей. Студенты не знают, когда вы прервете лекцию и расскажете историю, поэтому с интересом ждут, понимая, что получить вознаграждение они могут в любой момент. Используйте этот прием в своих презентациях, предлагая неожиданные и короткие «перерывы», которые могут включать как монолог, так и дискуссии на абсолютно отвлеченные темы. Вы будете удивлены тем, как этот прием влияет на мотивацию слушателей.

 

Работа на вовлечение

Это может быть что угодно, от простого риторического вопроса до слайда, который вы показываете, спрашивая: «Что не так с этой картинкой?». Когда нам нужно сосредоточиться, чтобы найти ответ или решение, это запускает в мозгу принцип вознаграждения.

Чем больше мы знаем о том, как работают наш мозг и тело, тем более качественные презентации мы можем создавать. Исследования нейробиологов — полезная штука, которые помогают нам находить пути для мотивации нашей аудитории. А какие из вышеперечисленных методов работы с аудиторией вы применяли в своей практике? Пишите в комментариях.