Выбрать страницу

Как создать маркетинговый план для бизнеса?

Солидный маркетинговый план помогает выводить бизнес на новые высоты. Однако создать хороший план —  не простая задача. В интернете можно найти много примеров маркетинговых планов, в которых легко запутаться.

Мы разработали это пошаговое руководство по созданию маркетингового плана, чтобы вам было проще разобраться во всех нюансах и самостоятельно разработать идеальный план, подходящий практически для любого бизнеса.

Что такое маркетинговый план?

Маркетинговый план похож на стандартные бизнес-презентации. Он помогает устанавливать цели, определяет целевую аудиторию, оптимизирует влияние маркетинговых кампаний.

Хороший план рассказывает о стратегии и тактики вашей маркетинговой активности, а что самое главное, он помогает отслеживать успех кампании.

В идеале маркетинговый план включает в себя:

  • Долгосрочные и краткосрочные цели;
  • Описание вашей целевой аудитории;
  • Одну или несколько стратегий и тактик.

Подготовить маркетинговый план можно в форме вот такого одностраничного примера:

Но можно также разработать более эффективную версию. Например, создать презентацию с динамической инфографикой или интерактивную веб-страницу.

Конечно, многие прибегают к стандартным текстовым редакторам типа Word или Google Docs при разработке маркетингового плана. Однако эти программы имеют ограниченный функционал для создания дизайна, поэтому лучше воспользоваться стандартным приложением для презентаций —  PowerPoint. И разместить каждую идею и тему плана на отдельном слайде.Презентации из PowerPoint, кстати, можно сохранять в PDF формате, что очень удобно.

Преимущества маркетингового плана

Хорошо проработанный план поможет вам:

  • Разобраться в бизнесе. Вы проведете тщательное исследование текущей рыночной ситуации и оцените позиции вашей компании, что поможет выявить слабые и сильные стороны, а также возможности для развития.
  • Сосредоточиться на важном. Маркетинговый план — это постоянное напоминание о ваших целях и стратегиях, которое не дает сбиться с пути.
  • Соединить маркетинговые и бизнес цели. План помогает соответствовать видению, миссии и целям вашего бизнеса.
  • Принять выгодные решения. Планирование поможет вам в принятии верных решений даже в трудных ситуациях.

7 шагов по созданию плана

Не существует единой правильной последовательности создания маркетингового плана, но есть некоторые ключевые моменты, которые помогают разрабатывать выигрышные проекты.

1. Начните работу с создания резюме

Резюме обычно размещается в начале плана и представляет краткий обзор компании. Также в резюме можно включить достижения компании и планы на будущее.

Резюме должно быть кратким и описывать компанию по существу. Оно должно привлекать внимание аудитории и “затягивать” людей в чтение вашего плана.

2. Сформулируйте миссию, видение и ценности вашей компании

Прежде чем погрузиться в маркетинг с головой, неплохо бы было пересмотреть ценности, видение и миссию компании. Это поможет представить всю информацию, содержащуюся в вашем маркетинговом плане, в перспективе.

Эта часть должна отвечать на вопрос: «Почему вы делаете то, что делаете?»

Представить этот раздел плана можно таким способом:

3. Проанализируйте рынок и конкурентов

Следующий шаг —  это провести исследования, которые подкрепляют вашу точку зрения.

Можно проанализировать текущую рыночную ситуацию, изучить конкурентов и оценить слабые и сильные стороны вашей собственной компании.

В этом разделе лучше не использовать скучные графики и диаграммы, а постараться представить информацию в современной инфографике.

4. Анализ целевой аудитории

Необходимо проанализировать целевую аудиторию и даже составить портрет вашего типичного клиента, чтобы разработать более индивидуализированную маркетинговую стратегию.

У вас может быть несколько портретов персонажей, все зависит от направления бизнеса. Например, магазин одежды может продавать товары как для подростков, так и для зрелых женщин одновременно. Представить портрет своего клиента можно в виде такого резюме:

5. Сформулируйте маркетинговые цели

Этот шаг поможет вам определить, чего вы хотите достичь.

Изложите свои маркетинговые цели и задачи, и убедитесь, что вы используете реальные цифры, а не пишите расплывчатые заявления.

Например, ваша цель увеличить посещаемость сайта. В этом случае указываете точную цель, чтобы можно было отследить результаты. Не ставьте слишком много нереалистичных целей, убедитесь, что они конкретные и измеряемые. Например, в этом примере все цели измеряются в процентах:

6. Представьте свою маркетинговую стратегию

Пришло время написать одну или несколько маркетинговых стратегий.

Этот шаг должен включать ответы на следующие вопросы:

  • Что делать?
  • Как это сделать?
  • Какие каналы использовать?

Информацию лучше всего представить визуально, чтобы вся команда могла понять каждый шаг. Вы можете разделить свою деятельность на этапы и представить их с помощью шаблона маркетинговой стратегии.

Ваша стратегия должна быть действенной и детализированной. Объясните каждый свой шаг понятно и просто, не упуская важной информации ради дизайна.

7. Определите свой маркетинговый бюджет

И последний шаг —  это описание вашего бюджета.

Нельзя упускать из вида финансовые аспекты вашей стратегии. Ведь маркетинговый план —  это всегда затратно.

Детализация финансовой составляющей помогает в найме правильного персонала и выборе платных ресурсов.