Выбрать страницу

Что такое кризис внимания, и как он влияет на нашу продуктивность

 

Недавно нам попалась статья Йоханна Хари, опубликованная в газете The Guardian. Она началась с этих строк: «Социальные сети и многие другие аспекты современной жизни разрушают нашу способность концентрироваться. Нам нужно вернуть себе разум, пока мы еще можем это сделать».

Поскольку мы являемся компанией по дизайну презентаций и понимаем, что концентрация как во время разработки презентаций, так и во время их проведения —  очень важный аспект, то нам бы хотелось сегодня затронуть тему концентрации внимания. Ведь умение фокусировать свое внимание имеет решающее значение в сфере публичных выступлений. Если, как говорит Хари, мы действительно живем в эпоху кризиса внимания, то мы должны работать над решением, которое принесет пользу не только спикерам, но и всем людям.

Проблемы внимания

Технологии и социальные медиа

Основные виновники кризиса концентрации внимания, вероятно, вас не удивят. Исследователи, учителя и работодатели обвиняют технологии и социальные сети в снижении концентрации внимания. И у этой мысли есть здравое зерно. Наша социальная жизнь делает нас постоянно в зоне доступа для общения и связи. И хотя поначалу это звучит как огромная выгода, все не так уж позитивно. Ведь быть постоянно на связи означает, что мы также можем постоянно отвлекаться на иные более интересные вещи от общения до пролистывания ленты.

Переключение задач

Отвлекающими факторами становятся электронные письма, тексты и уведомления в социальных сетях, от которых наши телефоны и ноутбуки разрываются в любое время дня и ночи. И даже один телефон, лежащий с нами во время работы, может стать отвлекающим фактором. Без уведомлений становится все труднее не поднять телефон, чтобы посмотреть, не пропустили ли вы что-то, проверить погоду или новости, посмотреть пару тик-токов или проскролить новые записи в Telegram-каналах.

Мы можем считать себя великими многозадачниками, однако исследователи доказали, что многозадачность — это миф. Крис Адамс, эксперт по вопросам продуктивности, говорит, что «то, что мы считаем многозадачностью, на самом деле является просто серией быстрых переключений». Адамс считает, что, когда мы переключаемся с одного дела на другое, мы проходим через два этапа. «Первое — это смещение целей при переключении внимания с одной задачи на другую. Второй этап — активация правил. Отключение правил для предыдущей задачи и включение правил для новой задачи». И каждое такое переключение требует немалых ресурсов, увеличивает стресс и повышает чувство тревоги. Поэтому чем меньше мы переключаемся и отвлекаемся на посторонние вещи, тем лучше.

Как это влияет на производительность

Постоянная доступность, постоянное отвлечение и постоянное переключение влияют на наш мозг и внимание. Йоханн Хари цитирует исследование профессора и нейробиолога Эрла Миллера из Массачусетского технологического института. Миллер говорит, что каждый раз при переключении с одной задачи на другую, наш мозг «должен перенастроиться». Исследование Миллера показывает, что в этот момент наша скорость и производительность падают. Другие исследования, цитируемые Хари, доказали, что простое отвлечение на входящее сообщение может снизить нашу производительность на 20%.

Как решить проблему отсутствия концентрации

Диджитал детокс не работает

Если вам кажется, чтобы улучшить свою концентрацию достаточно спрятать телефон и отключиться от социальных сетей, то это концепция не работает так, как нам хотелось бы. Кратковременное, индивидуальное воздержание от скроллинга ленты не решает проблему внимания, по той же причине, что и ношение противогаза два дня в неделю не станет способом защиты от загрязненного воздуха. Диджитал детокс может в течение короткого периода времени сдерживать определенные эффекты, но он не в состоянии решить системных проблем. Другими словами, мы не можем притворяться, что не живем в диджитал мире. Ведь нравится вам это или нет, но мир изменился. И большую часть информации мы получаем именно через интернет.

Границы

Франция фактически приняла закон, который дает работникам «право на отключение».  Это означает, что работодатель не может требовать от своего сотрудника быть на связи даже в нерабочее время. Эта мера направлена на борьбу с так называемой культурой работы «всегда на связи». В соответствии с новым законом компании будут обязаны договориться с сотрудниками о часах делового общения, чтобы исключить вторжения работы в частную жизнь человека.

Маленькие шаги

Помимо размышления о принятии подобного закона уже у нас в России, мы можем самостоятельно делать шаги для восстановления нашего внимания.

Выполните следующие шаги, чтобы улучшить свою концентрацию:

  1. Установите часы работы и строго придерживайтесь их.
  2. Работайте над чувством вины и стыда, которые вы можете почувствовать, если не бежите проверять электронную почту ночью или не отвечаете на сообщения сразу.
  3. Выключите свой мобильный телефон или положите его вне досягаемости, когда занимаетесь проектами, которые требуют вашего пристального внимания.
  4. Устраивайте короткую передышку на еду или прогулку, чтобы победить прокрастинацию.
  5. Используйте режимы «не беспокоить» на своем телефоне.

Эти маленькие советы помогут настроиться на рабочий лад и сконцентрироваться во время заполнения скучных документов, создания отчетов и презентаций. А если вам нужна помощь с вашей следующей презентацией, то команда Biecom уже здесь, чтобы помочь вам.