Выбрать страницу

Как писать хорошие заголовки в презентации

Надо признать, что главная проблема любой презентации – это привлечение и удержание внимания аудитории. Даже текст слайда читает до конца максимум каждый пятый. Вокруг присутствует очень много отвлекающих факторов – начиная от информационного шума и заканчивая наличием гаджета под рукой. Плюс присутствие в голове слушателя собственного потока мыслей. 

Поэтому ваша задача – сделать каждый слайд информативным и понятным для слушателя даже без детального изучения. На помощь в этом приходят заголовки. Заголовок должен заинтересовать и передать суть слайда. И вот здесь начинаются проблемы. Анализ заголовков многих презентаций очень наглядно демонстрирует их провальность.

Пример: Представьте слайд с заголовком «Прогноз» и далее изображение графиков, предлагающих вниманию аудитории оптимистичный и пессимистичный прогнозы соотношения на рынке спроса и предложения на несколько лет. Это яркий пример неправильного заголовка. С одной стороны, он действительно описывает содержание слайда. Но слушатель не получает от этого заголовка полезной информации. Чтобы вникнуть, о чем идет речь, ему необходимо очень тщательно изучить слайд. Уверены, что человек просто не отмахнётся и не перелистнёт его? Задача заголовка дать четкий ответ: зачем нужно читать текст?

4 распространённые ошибки при написании заголовков к слайдам

Ошибка 1. Использование назывных заголовков

Все заголовки делятся на назывные и смысловые. Назывной дает ответ, о чем слайд и очерчивает общее тематическое направление. Именно назывной заголовок присутствовал в рассмотренном нами примере о слайде с графиками. Заголовок «Прогноз» и действительно слайд содержал графический прогноз рыночной динамики.

Правильный заголовок должен отвечать на вопрос: «В чем суть слайда» и доносить до аудитории основную идею. Прочтя заголовок, слушатель уже будет понимать, о чем ему расскажет слайд. Последующий текст поможет раскрыть детали идеи. Кроме того, изначальное понимание смысла упростит и восприятие информации, присутствующей в слайде – слушатель будет понимать, что искать и на чем сконцентрироваться.

Для наглядности приведем простой пример двух заголовков к одному и тому же слайду:

  • как НЕПРАВИЛЬНО – «Обзор рынка коммерческой недвижимости в России»;
  • как ПРАВИЛЬНО – «Спрос на коммерческую недвижимость в России упал на 15%».

Ошибка 2. Сложные слова, формулировки и тяжелый синтаксис

Не мудрствуйте. Презентация и в том числе заголовки должны быть выполнены на доступном и понятном большинству слушателей языке. Если в заголовке присутствует хотя бы одно непонятное слово или фраза имеет сложное построение с отсутствием связанных слов, то смысл сразу теряется. Захочет ли слушатель останавливаться на слайде и вникать в его содержание? Вряд ли, а, значит, появляется риск, что нарушается вся логическая цепочка презентации, и вы не достигнете делаемых результатов.

Рассмотрим на примере:

  • как НЕПРАВИЛЬНО – «Наращивание производственных мощностей осуществлено путем интенсификации производства»;
  • как ПРАВИЛЬНО – «После установки робота-манипулятора выпуск продукции увеличился на 30%».

Ошибка 3. Информативная перегруженность слайдов

Напомним главный принцип составления презентации: одна идея = один слайд. Перегруженность слайда идеями снижает восприятие информации. А составить один смысловой заголовок для нескольких идей сразу просто невозможно. Решение – упростить подачу информации. Если слайд выглядит перегруженным, выделите его главные идеи и разбейте по их количеству на слайды. И уже к каждому отдельному слайду составьте качественный смысловой заголовок.

Пример:

  • как НЕПРАВИЛЬНО – один слад «Инновационная деятельность» с графиками по экспорту инновационной продукции и размерам инвестиций в научные исследования;
  • как ПРАВИЛЬНО – слайд «К 2019 году экспорт инновационной продукции увеличился в 3 раза» и слайд «Но инвестиции в научные исследования уменьшились на 20%» с соответствующими графиками.

Ошибка 4. Отсутствие тезисного плана

Приступать к написанию сценария презентации и составлению заголовков для слайдов без наличия тезисного плана является ошибкой. Первый ваш шаг – именно тезисный план. Он ложится в основу сильного сценария с логически выстроенной структурой.

Вооружитесь листком бумаги и выпишите все идеи презентации (можно использовать интеллект-карту). На основе этих идей сформируйте тезисный план, который будет вести слушатель по логической цепочке к сути презентации. Придерживайтесь главного принципа: одна идея = один слайд. На основе тезисного плана подготовьте для каждого слайда заголовок. В результате при прочтении всех заголовков у вас должен выстроиться логический рассказ. Если такой рассказ получился, значит, вы всё сделали правильно.

Приступать к написанию сценария презентации и составлению заголовков для слайдов без наличия тезисного плана является ошибкой. Первый ваш шаг – именно тезисный план. Он ложится в основу сильного сценария с логически выстроенной структурой.

Вооружитесь листком бумаги и выпишите все идеи презентации (можно использовать интеллект-карту). На основе этих идей сформируйте тезисный план, который будет вести слушатель по логической цепочке к сути презентации. Придерживайтесь главного принципа: одна идея = один слайд. На основе тезисного плана подготовьте для каждого слайда заголовок. В результате при прочтении всех заголовков у вас должен выстроиться логический рассказ. Если такой рассказ получился, значит, вы всё сделали правильно.

Подведем итог

А подытожить нам поможет памятка, которую вы можете взять на вооружение для проверки своих заголовков:

  • Заголовок должен передавать смысл.
  • Тезисный план формирует цепочку заголовков.
  • Одна идея = одна визуализация (слайд).
  • Содержание слайда = вывод + доказательство.
  • Простые фразы и формулировки.
  • Понятные слова.

ХОТИТЕ ЗАКАЗАТЬ ПРЕЗЕНАТЦИЮ?

Вы всегда бесплатно можете заказать в компании BIECOM расчет конечной стоимости презентации и запросить дополнительное портфолио по своей отрасли бизнеса