ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

ЧТО СПОСОБСТВОВАЛО ПОЯВЛЕНИЮ

Заглянем в далекое прошлое наших предков, когда еще не было государства как общественного строя. Люди жили племенами, объединялись, чтобы выжить, охотились, защищали свои территории от других племен. Одним словом жили, развивались. И возможно на том уровне был тот, кто организовывал людей, вел их за собой. Он был лидером. Самым умным, самым смелым, сильным, и конечно владел «ораторским искусством», способностью убеждения на своем уровне. С развитием общества меняются общественные отношения между людьми и потребность убеждать, защищаться, вдохновлять и побуждать людей на действия, становится все большей потребностью. Речь совершенствовалась, оттачивалась, становилась красивой, эмоциональной, убедительной. С развитием общества и культурных отношений умение говорить выделилось в отдельный предмет, а потом и в науку. Предмет ораторского искусства известен в древнем Китае, Египте, Индии. Но самое широкое развитие он получил в древней Греции, чуть позже в Риме. Этим странам можно по праву присвоить понятие  — появление ораторского искусства

Самое важное в ораторском искусстве — проявлять настойчивость и смелость, вынося свои мысли на суд публике

Константин Булыгин

Руководитель, BIECOM

ПОЯВЛЕНИЕ ОРАТОРСТВА ИСКУССТВА У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

Древние греки оказали огромное влияние на мировую историю и культуру. После многочисленных войн в V веке до н.э. начался короткий золотой век. Самым процветающим городом-государством были Афины. Афины стали центром искусства, литературы, философии

УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ

Установившийся строй – рабовладельческая демократия — дала возможность всему свободному мужскому населению участвовать в общественной жизни, в обсуждении важных государственных дел: народном собрании, судах, поэтому, чтобы отстоять свое мнение надо было уметь говорить, т.е. владеть риторикой, а должностные лица обязаны были владеть ораторским искусством. Ораторство и политика были неразрывны. Все знаменитые ораторы — Перикл, Демосфен- были крупными политическими деятелями. Все мужи Афин читали трактаты философов, учили их наизусть, декламировали. Это стало модно, а философы – софисты открывали платные школы и были преподавателями красноречия. Это была школа философов – просветителей. Они создали культ слова и риторики и оформили риторику как науку.

КУЛЬТ РИТОРИКИ

Обучали правилам построения речи, манере произношения, подаче, умению воздействовать на аудиторию. Речь становится предметом изучения, «Риторика» — царица всех искусств. Известные из софистов Протагор, Критий, Горгий. О них сохранились свидетельства у Сократа, Платона, Диогена. Древнегреческая философия сложилась как наука, а вместе с ней и ораторское искусство. На смену софистам пришел Сократ – философ, великий оратор талантливый педагог. К сожалению Сократ не оставил письменных трудов. Его обучение было устным. Он бродил со своими учениками по оливковым рощам и обучал их философии, риторике. Его учеником был Платон. Платон представляет «Афинскую школу» философов. В 380 г. до н.э близ Афин в местности Академа основал религиозно-философский союз, который стал называться Академия Платона

ЧТО РАССМАТРИВАЛИ В АКАДЕМИИ ОРАТОРСТВА

В Академии рассматривался широкий круг вопросов- математика, философия, астрономия, естествознание. Метод обучения был диалог. В своем диалоге «Федр» Платон изложил теорию красноречия. Он писал « Вся речь должна быть словно живое существо».

ПОЯВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ

В « Федрах» он предлагает строить речь композиционно: вступление, изложение, свидетельства и доказательства и правдоподобные выводы. Он считал, что преподаватель ораторского искусства должен знать природу вещей и ее идеи. Стремиться к познанию души слушателя. Придавал большое значение эмоциональной убедительности речи. Ученик Платона – Аристотель – величайший философ Греции, риторик. Аристотель первый ученый, который создал всестороннюю систему философии. Он учился в Академии Платона, преподавал там риторику и другие предметы. Аристотель автор 150 научных трудов и трактатов. После смерти Платона в предместье Афин Аристотель организовал новую школу –Ликей- где преподавал, проводил самостоятельные исследования

Он был наставником Александра Македонского и дружен с ним. Поэтому после смерти А. Македонского дабы не постигла его участь как и Сократа, он покинул Афины. Его Академию возглавили приемники. Просуществовали 1-я, 2-я,3-я Академия. Его последователь Андроник Родосский собрал труды Аристотеля в книгу « Метафизика». Издал его трактаты «о душе», « риторика». «поэтика», «Эвдемова этика» и др. «Риторика» Аристотеля посвящена искусству красноречия. Его риторика – это эстетика связанная с силлогистикой. Это искусство убеждения. Его силлогизмы имели огромную силу воздействия на людей и на целое общество.

ПОЯВЛЕНИЕ ГРЕЧЕСКИХ ОРАТОРОВ

Во II в. до н.э. Греция оказалась под владычеством римлян. И в это время в Риме появляются греческие риторы и первые риторские школы. Искусство риторики в Риме стало процветать. Что же с Академией Платона.? Сулла приказал вырубить рощу Академии. Академия была закрыта И Филон, возгавлявший Академию Платона, в 87 г. до н.э. эмигрировал в Рим. Его учениками стали Цицерон и Марк Терентий Варрон. И только в 176 году Марк Аврелий восстановил Академию в Афинах, а в 529 году император Юстиан закрывает Платоновскую Академию. Также в Афинах были закрыты все философские школы. Такова история. Естественно, ораторское искусство служило правящей верхушке и оно было неразделимо от политики, его процветание зависило и зависит от общественного и политического строя государства.