Выбрать страницу

Ораторское искусство Рима

Ораторское искусство  в Древнем Риме всегда было оружием правящих классов. Оно служило правде и лжи, в нравственных и безнравственных целях. На протяжении всей истории древнего Рима оно ценилось и было высокопочитаемо. Уважение к ораторскому слову в Риме традиционно. Считалось что « достойный муж -искусный в речах» и что на войне римлянин служит отечеству с оружием в руках, а в мирное время – искусными речами в сенате и народном собрании.

Ораторское искусство Древнего Рима

Под влиянием греческой философии и риторики оно развивалось, и достигло расцвета во времена Римской республики. Греческие риторы появились в Риме во II веке до н. э., когда римляне завоевали Грецию и Афины. Открылись первые риторские школы. В них устремилась молодежь. (вообще в Риме почти не было безграмотных людей, полуграмотных сколько угодно). Обучение стоило дорого и требовалось знание греческого языка. Но в школе на 1-м этапе учились все начаткам чтения, письма, счета. На 2-м этапе, обучение шло на греческом и латинском языках. Исследовались тонкости языка и стиля произведений классических авторов –Гомера, Терентия, Вергилия , а заодно мифологий, астрономии, истории. В следующем этапе «ритор» переходил к обучению активного слова – к сочинению речей на вымышленные темы, сперва простые, потом сложные до вычурности. Тем, кто хотел сделать карьеру на штатском поприще, в суде, сенате, такие упражнения были важны. Ораторскому искусству обучались только дети богатой знати т.к. это было почетно и доходно. Все политические деятели Древнего Рима были искусными ораторами.

Вершина ораторского искусства Рима- Марк Туллий Цицерон (106 – 43г.г. до н.э.)

политический деятель, оратор, философ

Цицерон учился у Филона, который возглавлял Платоновскую Академию в последние годы. У него он научился диалектике – искусству спора и аргументации.  Благодаря ораторскому таланту, Цицерон сделал блестящую карьеру. Вошел в сенат благодаря своим ярким политическим речам, а затем в 63 г.  стал консулом республики. В год консульства Цицерон раскрыл заговор Катилины – попытку государственного переворота. Цицерон при поддержке сената изгнал Катилину из Рима под ликование народа и казнил его сообщников.  Народ прославлял его как второго основателя Рима, а сенат наградил почетным титулом «отец отечества». Как философ, Цицерон не придерживался определенной системы, но во многих своих произведениях по взглядам он близок к стоицизму. Вопросы философии имели для него прикладной характер  и зависели от их практического применения в  вопросах этики и политики.В 50-е годы он занялся вопросами ораторского искусства. Он выработал свою систему по риторике. Изложил ее в трех трактатах: «Об ораторе», «Брут» и «Оратор». В них выражена общая мысль о необходимости для оратора глубоких знаний и высокой культуры. В трактате «Об ораторе» Цицерон  выделил конкретные задачи  риторики. На основании опыта своих предшественников, он сформулировал  правила классической риторики. И это стало основой обучения  красноречию, ораторскому искусству в Риме.

Цицерон считал, что оратор, работая над речью должен придерживаться следующих моментов:

  1. Изобрести речь,
  2. Расположить части речи,
  3. Украсить речь с помощью изобразительно-выразительных средств.

Исходя из этого, вытекают основные разделы риторики:

  1. Изобретение,
  2. Расположение,
  3. Украшение,
  1. Произнесение,
  2. Память.

Эти разделы легли в основу  содержания классической риторики.

Так же в трактате «Об ораторе» уделено внимание воздействию  ритора на чувства слушателей. Здесь он исходил из того, что люди в своих поступках чаще полагаются на свои чувства, чем на правила и законы. Поэтому в риторике большое значение имеет умение оратора воздействовать на чувства человека. Каково же назначение ораторского искусства?

Цицерон ставил три задачи красноречия:

учить

услаждать

побуждать

Долг оратора – учить. Доставлять наслаждение – залог популярности

Побуждать к действию, согласно своей воле, своей идее – необходимое  условие успеха. У Цицерона была своя ораторская школа. Он руководил и преподавал. В трактате «Об ораторе» Цицерон писал «Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как  у лучших лицедеев» Всеми этими качествами  и обладал сам Цицерон. Он был пламенным республиканцем, политическим мыслителем, великим оратором, художником слова.  Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей. Все литературное наследие раскрывает его личность как политического деятели, иногда, не всегда принципиального, идущего на компромиссы. Но его вклад  в развитие ораторского искусства , риторики как предмета, неоценим.

Поклонником Цицерона был Луций Анней Сенека (старший) древнеримский писатель, ритор, автор руководства по риторике, которое написал для своих сыновей. Луций Анней Сенека (младший) сын Сенеки поэт, философ, государственный деятель и великий оратор  тоже достиг больших высот благодаря ораторскому искусству. Слава его как оратора настолько возрастала, что побудила зависть императора. Сенека первый представитель стоицизма в римской философии.    

В риторике Древнего Рима сложились два стиля:

Азианский – он господствовал до 50-х годов 1 века до н.э. Характерен этот стиль яркостью, театральностью и темпераментным выступлением. Задача – эффектно преподносить свои идеи толпе. Этого стиля придерживался Цицерон. Хотя он умело сочетал и азианский, и аттический стиль и выработал свой средний.

Аттический стиль. Для него характерно – сжатый простой язык, монотонность, ограниченный набор жестов. Оратор спокойно, высокопарно излагает свою точку зрения, не обращая внимания на слушателей. Этот стиль преобладал с момента падения республиканского строя. Его придерживались Марк Юлий Брут, Гай Юлий Цезарь

Юлий Цезарь и ораторское искусство Рима

Великий римский полководец, политический деятель, литератор, талантливый оратор — Гай Юлий Цезарь. Он автор многих преобразований в римском государстве. «Но в красноречии и военном искусстве он  стяжал не меньшую, если не большую славу» — так писал о нем Гай Светоний Транквилл. После обвинения Долабелы его признали одним из лучших судебных ораторов Рима. Цицерон в своем «Бруте» писал, «что не видел никого, кто превосходил бы Цезаря» и называет его слог изящным, блестящим, и даже великолепным и благородным. «Кто острее или богаче мыслями? Кто пышнее или изящнее в выражениях?» —  Цезарь. Так же высоко  Цицерон отзывается и о «Записках» Цезаря как о литературном произведении «Записки им сочиненные, заслуживают высшей похвалы: в них есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения».

Квинтилиан и риторская школа Рима

Во второй половине 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Марк Фабий Квинтилиан (ок.36-ок.100г.г.н.э.). Квинтилиан был адвокатом, 20 лет занимался педагогической деятельностью, руководил первой государственной риторской школой, которую сам основал. Квинтилиан  известен  как автор огромного трактата из 12 книг «Наставление оратору».

1 книга – о воспитании будущего оратора в семье и у грамматика до начала занятий риторикой;

2 книга – о природе риторики как науки, общие сведения. О занятиях в риторической школе;

3 по 9 книги – это энциклопедия традиционной теории ораторского искусства;

10 книга – обзор  греческой и римской литературы как образцов  ораторского искусства.

11 книга – о внешних приемах и манерах оратора;

12 книга – о моральном и общественном облике оратора.

Современники называли его вторым Цицероном. Основные положения его трактата близки к идеям Цицерона, но есть и отличия. Квинтилиан определил риторику как науку хорошо говорить, а Цицерон определял риторику как искусство убеждать. Для Цицерона философия по отношению к риторике первична, а Квинтилиан считает философию и другие науки вторичными: они лишь подготовка к риторике.  Квинтилиан подробно разрабатывает вопрос о технике красноречия: о манере поведения перед слушателями, о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений, о постановке голоса. Риторика по его мнению складывается из природного дара и упражнений в красноречии. Перед ораторами  он так же ставит задачу – научать, возбуждать, услаждать слушателя. Добиться этой цели помогут оратору правильность его мысли и искусного произношения. Оратор в его понимании это мудрец, совершенный в  своих знаниях, нравах и качествах. Он обосновал теоретические и практические принципы ораторского искусства, выделил три типа речи:

Он обосновал теоретические и практические принципы ораторского искусства, выделил три типа речи:

доказательный

в судах порицание и позвала

судебный

для обвинения или защиты. В этих речах должно быть обязательно вступление, повествование, доказательства, опровержение, заключение

рассудительный

советы в сенате и собраниях

Риторику он поделил на пять частей: расположение, изобретение, изложение, память, произнесение.

Он разделил риторику и речь, и отмечал, что правильно говорить может и должен каждый человек, а владеть риторикой только способный.

Квинтилиан большое значение придавал воспитанию ребенка, его развитию речи.  Он реформатор литературного стиля, первый классик гуманной педагогики.

Некоторые расхождения во взглядах на риторику Цицерона и Квинтилиана  объясняется тем, что они жили в разные эпохи Римского государства. Цицерон – в эпоху республики, Квинтилиан – в эпоху империи. В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к практической деятельности. В эпоху империи поменялось отношение к риторике: оратор не должен выражать свои мысли и чувства. Культивировалось искусство слова. Речь должна была доставлять эстетическое наслаждение, обладать словесным строем и мастерством произношения.

Направление в ораторском искусстве Квинтилиана было последним этапом развития риторики в Риме. С гибелью республики умирает и римское классическое красноречие.

На протяжении всего периода расцвета Древнего Рима, риторика определяла не только стиль речи, но и образ мыслей и поведения людей. Она определяла философию жизни. Были сформированы основы риторики как науки и ораторского искусства. Древний Рим дал человечеству Цицерона и Квинтилиана – великих теоретиков и практиков ораторского искусства. Дошедшие до нас их труды имеют историческую и культурную ценность.