Наука, лежащая в основе теории цвета
Теория цвета уже много лет вызывает интерес в дизайнерском сообществе. Правила и рекомендации применимы при работе с цифровыми проектами так же, как и с физическими объектами.
Многие испытывают трудности с терминологией, но это не должно отпугать или останавливать. Наука, лежащая в основе теории цвета, не только увлекательна, но и изящна. Каждый цифровой художник должен быть заинтересован в изучении этой области. В этой статье мы рассмотрим основы теории цвета.
Цветовая терминология
Термины очень важны, когда речь заходит о работе дизайнера. Далее мы привел ключевые термины, которые должен знать каждый дизайнер.
Цветовой тон — это то, о чём, большинство из вас хотя бы раз слышали. Проще говоря, это цвет, используемый на любом пикселе дизайна. К цветовому тону можно отнести такие названия, как «красный» или «фиолетовый», но обычно мы описываем цвета другими способами.
Большинство дизайнеров знакомы со значениями RGB оттенков. По умолчанию цвета можно записать в виде пар значений RGB (например, «255, 0, 0» для чистого красного) или в виде шестнадцатеричного кода (#FF0000). Если вы когда-либо работали с макетом дизайна в Adobe Photoshop, то, скорее всего, вы работали с цветовым кругом и задавали значение цвета. Это позволяет наиболее точно передать оттенок цвета и определить присутствие теплых и холодных тонов.
Насыщенность — ещё один термин, о котором дизайнеры, вероятно, слышали, но никогда не задумывались о его значении. Мы называем насыщенностью степень яркости цвета, которая может быть очень высокой или низкой. Насыщенность также можно рассматривать как интенсивность оттенка любого цвета — чем он насыщеннее, тем чище цвет.
Наборы цветов с меньшей насыщенностью лучше всего подходят в качестве фоновых элементов для презентаций. Это связано с тем, что они, как правило, ближе к чистому белому цвету, чем к исходному оттенку, из-за чего они отходят на второй план по сравнению с насыщенными элементами. Один из таких примеров можно найти в старом дизайне Digg (на фото ниже).

Светло-голубой цвет — это идеальный уровень насыщенности для фона. Это справедливо только по сравнению с остальными элементами сайта, а именно с насыщенными зелёным и синим цветами, которые встречаются в заголовке и содержимом страницы.
Яркость — это термин, о котором не так часто говорят. Он относится к степени светлости цвета, расположенной в спектре от чёрного (без тона) до белого (наивысший тон). Яркость отличается от насыщенности, поскольку мы не добавляем/вычитаем основной цветовой тон, а работаем с добавлением чёрного или белого в цвет.
Например, в ярко-жёлтом или красном цвете больше цветового тона, чем в тёмно-синем. Представив себе каждый из этих цветов, вы можете сказать, что ярко-жёлтый цвет (первичный жёлтый) более насыщен по сравнению с тёмно-синим, который глубже и темнее своего исходного оттенка (первичного синего).
Оттенки и полутона являются полярными противоположностями друг друга, но при этом похожи на основной цветовой тон. Оттенки создаются путём добавления чистого чёрного цвета к первичному цвету для получения более глубокого цвета. Для получения полутонов добавляется белый или другой цветовой тон к основному цвету в равной пропорции к нему. Многие дизайнеры путают эти термины и считают, что это одно и то же, что осветление/затемнение набора цветов.
Главное отличие, которое мы здесь видим, — это создание совершенно уникальных цветовых сочетаний. Например, чистые оттенки с добавлением белых тонов могут создавать цвета, называемые пастельными. Они часто используются для придания воздушности и легкости цветовой гамме (например, пастельные тона часто встречаются на сайтах с детскими игрушками и товарами для детей).
Взаимосвязи в теории цвета

Наука, лежащая в основе цветовых взаимосвязей, основывается на цветовом круге. Взаимосвязи, демонстрируемые на цветовом круге, на самом деле очень важны, когда дело доходит до разработки схем и цветовой палитры.
Цвета можно разделить на 3 группы: основные, дополнительные и третичные. Основные цвета — это красный, синий и жёлтый. Это 3 базовых цвета, которые можно комбинировать, чтобы получить любой другой цвет в спектре. Если смешать основные цвета, получится набор дополнительных цветов. Это оранжевый, зелёный и фиолетовый.
Третичные цвета получаются путём смешивания основных и дополнительных цветов для создания совершенно новых оттенков. Таким образом можно получить действительно уникальные сочетания, такие как сине-зелёный или тёмно-коричневый.
Наряду с сочетаниями, формирующими цвета, мы также можем группировать их по расположению на основе эмоциональных связей. Для этого группы цветов делятся на 3 похожие категории: тёплые, холодные и нейтральные.
- Тёплые цвета содержат все яркие оттенки. Они вызывают ощущение тепла и энергии и находятся в верхней части любого цветового круга. Наиболее яркими примерами являются красный, жёлтый и оранжевый.
- Холодные цвета — полная противоположность. Они вызывают ощущение расслабленности и способствуют спокойствию, умиротворению и снятию напряжения. К таким цветам относятся синий, зелёный и фиолетовый.
- Нейтральные цвета — это неэмоциональные цвета, которые используются для заполнения пробелов в цветовой гамме. К ним относятся оттенки чёрного, белого, серого и иногда тёмно-коричневого. Хотя эти цвета не вызывают никаких эмоций, они могут быть полезны для выделения элементов на странице или в разделе. Обычно мы используем нейтральные цвета для текста.
Теория цвета на практике

Смысл использования теории цвета в том, чтобы вызвать набор эмоций с помощью любого набора предполагаемых цветов. Поначалу разработка схемы может быть сложной, но это важная часть дизайнерского процесса.
Многие могут возразить, что цвета не оказывают никакого влияния на эмоции. Однако в большинстве случаев это не так. Если использовать определённые цветовые схемы правильно, они могут значительно повысить эффективность вашей презентации и увеличить вовлеченность аудитории.
В целом, тёплые цвета вызывают ощущение счастья и энергии. Эти цвета часто используются для того, чтобы создать ощущение волнения и побудить аудиторию взаимодействовать с продуктом.
Более холодные цвета навевают мысли о спокойствии. Часто более холодные палитры используются в блогах или цифровых корпорациях, чтобы облегчить нагрузку на глаза читателей и удержать их на странице подольше. Глубокие синие и фиолетовые цвета успокаивают и настраивают на пассивное восприятие контента.
Вы также обнаружите, что холодные цвета символизируют потенциальную власть и авторитет. Эти цвета используются в оформлении многих корпоративных компаний и банков, чтобы подчеркнуть надёжность для своих клиентов. Например, Microsoft использует тёмно-синие и зелёные цвета, чтобы создать спокойную, респектабельную корпоративную атмосферу на своем сайте.
Это были лишь некоторые из идей, которые могут быть полезны дизайнерам, когда речь заходит о теории цвета. Цвета окружают нас повсюду, и при правильном использовании они способны вызывать различные эмоции и побуждать к действиям, которых вы хотите добиться.
Важно помнить, что цвета могут играть важную роль в дизайнерской работе, но при этом они не являются единственным ключом к созданию идеальной презентации. Теория цвета — это лишь один из множества инструментов, которые мы используем в своей работе. Не бойтесь отходить от традиционных подходов и экспериментировать с новыми способами использования цвета — это только поможет вам развиваться как цифровому и современному художнику.
Хотите узнать больше про коммерческий дизайн?
Читайте другие наши статьи! Здесь мы публикуем самую актуальную информацию о ведении бизнеса, разработке дизайна и ораторском искусстве.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ ИГРОКОН
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ ИГРОКОНПроцесс разработки презентации для партнеров мероприятияКоммерческая презентация может использоваться для решения различного типа задач, таких как повышение вовлеченности аудиторией, информирование клиентов, реклама, печать рекламной...

Онлайн конференция Medical Business School
Онлайн конференция Medical Business SchoolДрузья, решили поделить интересным событием из нашей деловой жизни, а также дать немного прикладных советов как работать сегодня с шаблонами презентаций.25 февраля 2025 года руководитель компании BIECOM- Константин Булыгин был...


Автор статьи
Константин Булыгин
CEO Biecom