Выбрать страницу

Чем опасен “Эффект Стрейзанд”?

Это явление стало одним из самых удивительных эффектов, способных поднять общественных резонанс из вещей, где, казалось бы, и говорить не о чем. Например, многие явления интернета, скандалы или просто факты остались бы незамеченными, если бы не люди, которые решили это запретить.

Почему такое название?

Впервые термин “Эффект Стрейзанд” был употреблен блогером Майком Масником создателем известного за рубежом блога Techdirt.com. Этим термином Майк пытался объяснить эффект, “затыкания рта”, когда проблема бы не привлекла такого большого внимания, если бы люди сами не пытались заткнуть окружающих, наложить цензуру и запретить эту самую проблему, чтобы она не привлекала внимание.

Звучит немного парадоксально, но это правило интернета. Все что попадает в интернет там и остается, а попытки запретить, цензурировать или удалить какую-то информацию (даже юридическими методами) приведут лишь к тиражированию этой самой информации.

К примеру, мы бы сейчас не увидели особняк Барбары Стрейзанд, если бы она сама не натравила адвокатов на фотографа Кеннета Адельмана, который сделал этот снимок случайно. Не с целью раскрыть место проживания, доходы или секреты звезды, а с целью изучения эрозии побережья по разрешению и заказу правительства.

До Барбары этот снимок находился на сайте проекта фотографа и был скачен всего 6 раз (2 раза его скачали адвокаты певицы) после того, как делу был дан ход, количество скачиваний увеличилось, информация просочилась в СМИ и количество просмотров изображения перевалило за 420 тысяч.

Суд Барбара Стрейзенд, кстати, проиграла, а фотография, которую певица так хотела скрыть напротив еще больше растиражировалась и привлекла внимание.

Телеграмм вечен

Теперь термин “Эффект Стрейзанд” на слуху постоянно, не только звезды, блогеры, актеры или другие медийные личности наступают на одни и те же грабли, но и даже государственные органы.

Кажется, что эта история, произошла уже лет 100 назад, но все-таки она до сих пор на слуху. В 2017 году в связи с введением “Закона Яровой” Роскомнадзор потребовал мессенджер Телеграмм передавать государственным органам ключи для шифрования сообщений пользователей. Телеграмм отказался, ссылаясь на то, что это технически невозможно и противоречит Конституции РФ, на что Роскомнадзор заявил о блокировки мессенджера.

 

Прошло более 2х лет и как Роскомнадзор не пытался заблокировать Телеграмм, все это привело лишь к следующему:

  • Популярность Телеграмма возросла и количество активных пользователей увеличилось до 200 миллионов;
  • Максимум, что смог сделать Роскомнадзор — это вызвать злобу пользователей интернета, устроив проблемы с доступом к сайтам, не имеющим отношения к Телеграмму;
  • Отношение пользователю к властям, системе и Роскомнадзору в целом ухудшилось, отголоски этого можно почувствовать до сих пор.

Герострат и слава

Вообще “Эффект Барбары Стрейзанд” стар как мир, просто раньше у этого явления названия такого не было. Одним из самых первых примеров возникновения этого феномена можно назвать желание жителя Эфеса по имени Герострат стать популярным.

Если бы Герострат жил в наше время, то он, наверное, стал фриком, заканчивающим в руки синтол или творящим “дичь” только из желания прославится. Но интернета у Герострата не было, а прославится хотелось и он поджег храм Артемиды в своем городе.

Когда его поймали и начали пытать Герострат признался, что совершил поджог с целью, чтобы о нем помнили потомки. Жители Эфеса казнили Герострата, и договорились никогда не упоминать его имя и поступок, который он совершил.

Но как бы не так. Первым сдался древнегреческий историк Феопомп, после которого история была “растиражирована”. Получается, что даже по прошествии нескольких десятков веков Герострат все-таки добился своего, о нем помнят потомки, и ему даже посвящена статья на Википедии.

Зачем все это?

Вот такой довольно предсказуемый и одновременно неожиданный “Эффект Стрейзанд”. Зачем мы об этом рассказали? А за тем, что всегда необходимо думать о своих действиях и о последствиях, к которым они могут привести. Простая истина, о которой мы, к сожалению, часто забываем.