Выбрать страницу

Древнее ораторское искусство

Ораторское искусство

Как понятие искусство и предмет возникло в V-IV в. до н. э. в Древней Греции. Дальнейшее развитие оно получило в Древнем Риме со 11 в. до н.э. и процветало до падения Римской империи. Отсюда и название «древнее ораторское искусство», которое используем мы. Древние греки и римляне называли этот предмет риторикой, человека, владеющего им — оратором. Ораторство было предметом дискуссий философов и тех, кто владел этим мастерством. Оно было средством достижения политических целей, в карьерной лестнице, так как все политические деятели, члены сената, суда должны были владеть правильной речью, умением убедительно выступать перед аудиторией. Люди, владеющие ораторским искусством, занимали высокое положение в обществе. В Древней Греции училось риторике все свободное мужское население, Умение красноречиво изъяснятся было жизненной необходимостью каждого грека.

В Древнем же Риме ораторству учились только дети знатных семей. Цицерон об этом так писал: «Первое место в нашем государстве в мирные и спокойные времена занимало красноречие, а знание права – второе. Первое давало влияние, славу, опору; второе же – только средство к преследованию и защите. И право не раз прибегало само к помощи красноречия». Красноречие служило на благо государству. Ораторов ценили, ими восхищались, им подражали. Ораторство как наука складывалась несколько веков. Мы же в настоящее время пользуемся готовым материалом, трансформировав его к своему времени.

В чем же особенности древнего ораторского искусства?

Оно достигло совершенства.  Примером являются великие ораторы, полководцы, политики, философы в Греции – Горгий Лисий, Перикл, Исократ, Демосфен, Сократ.

В Риме – Антоний, Красс, Цезарь, Цицерон.

Ораторское мастерство Греции и Рима имели некоторые различия. Но в ходе исторического развития римские философы – ораторы не отвергли познания греков (они у них учились), а отшлифовали и развили понятия, методы, приемы, виды, роды ораторского искусства.

В V в. до н.э. Афины стали центром искусства, литературы, философии. Здесь ораторское искусство получило свое начало и развитие. Философы-просветители (их называли софистами), открывали школы, учили красноречию. Они обучали правилам построения речи, манере произношения, подаче текста, умению воздействовать на слушателей. Цель софистов была научить учеников полемизировать, дискутировать, а единая система обучения отсутствовала. Греческие ораторы говорили нараспев, их речь приближалась к поэтической, сопровождалась мимикой и актерскими движениями.

Самым выдающимся оратором, педагогом этого направления был Горгий. Он создал первый учебник по красноречию. Горгий определил задачу оратора – заставить слушателей поверить ему. Для этого были разработаны особые ораторские приемы, которые сейчас принято называть «горгианскими фигурами». Это использование метафор, звуковые повторы, построение фраз путем противопоставления, причем количество слов в обеих частях должны быть одинаково.

Теория Горгия имела влияние на все виды ораторской прозы: на судебное, политическое и торжественное.

Известный оратор Лисий прославился в судебных делах. Его речи написаны простым языком. Он использовал живую разговорную речь. Эта естественность располагает слушателей, в них звучит жизненная правда. В его повествовании живые, яркие картинки, что помогает аудиторию расположить к себе. Высоко ценил талант Лисия и Цицерон. Тон его выступлений спокоен, доводы ясны, выражения точны и конкретны. Для его речей характерно отсутствие неологизмов, устаревших слов, тяжелых конструкций построения речи. Все отмечали чистоту его языка. Речи Лисия – это образец греческого ораторского искусства того времени. Они вводят нас в житейские будни греков. Мы знакомимся с бытом, с обычаями, моралью, правовыми установлениями. Например, в одной из речей, произнесенного в Ареопаге в защиту неизвестного, которого обвинили в уничтожении священной маслины, мы узнаем, что маслины в Греции были одним из главных источников благосостояния государства. Маслина считалась священным деревом, и срубить его значило совершить преступление против религии. Это каралось конфискацией имущества и изгнанием. Путем умело выстроенного доказательства, Лисий оправдал обвиняемого.

Яркий представитель торжественного стиля красноречия был Исократ. Исократ, ученик Горгия, автор многих речей, основатель риторической школы в Афинах. Риторика в школе преподавалась как дисциплина, обучающая искусству ораторской речи, познанию и распространению истины.  Сам Исократ не произносил своих речей. Он их только писал и обучал красноречию. Его речи распространялись по всей Греции. Для них характерна пышность. Исократ создал сложные предложения, которые представляют совокупность подчиненных и подчиняющихся предложений с ритмическим началом и с ритмическим концом. Впоследствии это стало нормой стиля для художественной прозы. Он также ввел правило, по которому необходимо избегать зияний, т.е. стечение гласных в составе слова или на стыке слов. Этот момент отметил Цицерон в трактате «Оратор». Гладкие, красивые симметрично построенные периоды придавали речам Исократа монотонность и холодность. В них не было воодушевления, но оно стало одним из направлений в ораторстве.

Древнегреческие философы – риторы заложили фундамент в ораторском искусстве

«Горгий из Леонты и Феодор из Византии положили начало риторике», – пишет в своем трактате «Оратор» Цицерон. «У них все получилось звучно. Дробно, как стихи, пестро. Они дали истории толчок. Далее после них речь посягнула на более обильную и пышную речь».  Дом Исократа «стал кузницей красноречия.» Для него характерно изложение мыслей в пространных словах, мягких ритмах. Им восхищался Платон. Для начального периода характерно сладостная, вольная и плавная речь, богатая затейливыми мыслями и звучными словами – это эпидиктический стиль софистов, она пригодна только для парадов»

На смену софистам пришел Сократ. Великий философ, оратор, талантливый педагог. Сократ не оставил письменных трудов. О нем мы можем судить из трактатов Платона и других философов. В сочинениях Платона Сократ предстает перед нами как великий мыслитель. Он стал реформатором теоретической и практической философии. Аристотель ставит в заслугу Сократу то, что он положил начало научной методологии в форме индуктивных рассуждений. 

 

В дискуссиях на любую тему равных Сократу не было. А Цицерон прославил Сократа за то, что он первый свел свою философию с неба на землю, ввел ее в дома и человеческое общество, создал нравственную и общественную философию. Главная задача философии Сократа – в познании себя и других. «Познай себя» — его девиз. Разве это несовременно? Сократ говорил, что он помогает людям рождать себя. По вопросу красноречия мнение Сократа нам известно из трактатов Платона «Федр» и «Горгий». В диалоге с Горгием он говорит, что красноречие «это одно из искусств обнаруживающих свою силу в слове…все достигается словом», «красноречие – это мастер убеждать. В этом вся его суть» и в этом главная мысль. Каким должен быть оратор, какое построение речи, как работать над текстом – об этом мы узнаем из «Федр».

«Если у тебя есть природные задатки оратора, ты станешь выдающимся оратором, приложив к этому знания и упражнения», — говорит Сократ. Необходимо знать природу вещей как Перикл и «постичь природу ума и мышления». Постичь природу души для того, чтобы знать, на что она воздействует и что воздействует на нее. Разложить виды душ и виды речей. Какая речь, какой душе подходит, т.е. сможет ее убедить. И дальше он продолжает: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому».  Оратор должен уметь охватывать единое и множественное. По мнению Сократа, на 1 месте — в речи должно быть вступление,

На 2 месте – изложение и свидетельства,

На 3 месте – доказательства,

На 4 месте – правдоподобные выводы (и еще добавочное подтверждение). Речь должна быть ни длиной, ни краткой, но в меру. Этот Сократовский совет очень поучителен. Следует ли записывать речь при подготовке – без сомнения «да». И необходимо соединять риторику с диалектикой. «Такое занятие сочинения — станут лучше». А чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разум оратора должен постичь истину того, о чем он собирается говорить. «Подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины» — об этом устами Сократа говорит Платон – великий философ, основатель Академии в Афинах. Цицерон называл Платона «достойнейший основоположник и наставник в искусстве речи и мысли»

ГОВОРЯ О ДРЕВНЕМ ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ НЕЛЬЗЯ ОБОЙТИ ВЕЛИКОГО АРИСТОТЕЛЯ – РИТОРИКА, ФИЛОСОФА

Аристотель автор 150 научных трудов и трактатов. Он основал новую школу – Ликей – где преподавал и проводил исследования. Трактат Аристотеля «Риторика» является и сегодня основой для всех работ по теории и практике искусства убеждения, вербального общения. В трех книгах «Риторики» есть все основные составляющие успешного выступления. Например, Аристотель все речи разделяет на совещательные, судебные и хвалебные, и рассматривает три причины, возбуждающие доверие к говорящему – это разум, добродетель и благорасположение. В риторическом искусстве по словам Аристотеля важно учитывать три пункта по отношению к ораторской речи: «во-первых, откуда возникнут способы убеждения, во-вторых о стиле, в-третьих, как следует строить части речи». Вообще он делит речь на две основные части. Первая есть изложение, вторая – способ убеждения. «Но по большей части бывают: предисловие, изложение, способ убеждения, заключение». Аристотель проводит подробный анализ частей речи и рекомендует приемы, используемые для их выразительности. «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит и из лица, к которому он обращается; аудитория — конечная цель речи» — об этом начинающему оратору необходимо знать. «Риторика» Аристотеля актуальна и сегодня.

Для римского периода ораторского искусства характерны свои черты

Повышался социальный статус оратора. Его предназначение достигло необычайных высот. Умение завоевать слушателей их доверие обеспечивало успех. Хорошая, совершенная, украшенная речь ценилась высоко. А значит, росло мастерство в красноречии. Римская школа красноречия выделила два основных стиля древнего ораторского искусства. Это аттический – сжатый, простой, ясный, четкий язык, стройность, законченность мыслей и азианский –яркость, пышность, великолепие слов, сродни театральному представлению, эффектно преподнесенное. Цицерон выработал третий вид – свой средний, в котором сочетались и азианский и аттический стили. С своего трактата «Оратор» он писал: — «оратор должен владеть тремя стилями речи. Нельзя замыкаться в одном стиле».

Марк туллий Цицерон стал вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима. Суть своей риторической системы изложил в трех трактатах: «Об ораторе», «Брут» и «Оратор». Эти труды были восстановлены лишь в XV в. н.э. и стали очень популярными. Они востребованы и в наше время и стали классическими учебниками ораторского искусства. В них нельзя обойти вниманием не единого пункта. В трактате «Об ораторе» он раскрывает задачи, стоящие перед оратором и определяет конкретные задачи обучения красноречию. Он сформулировал основные правила классической риторики, которые в дальнейшем стали основами обучения красноречию. Ничего нет замечательнее совершенного оратора. О силе ораторского слова он пишет — «Оратор способен и преступника привести к гибели и невиновного к спасению. Оратор способен обессмертить историю». Что должен знать оратор. «Он должен разбираться во всем, что касается гражданских обычаев и людских нравов, во всем, что относится к повседневной жизни и государственному устройству, к общественным порядкам, общепринятым понятиям, к природным свойствам и нравам…но ровно столько», чтобы «говорить ясно без долгих рассуждений и без пустого словопрения». В основном ораторы Рима выступали на суде, в сенате и народном собрании, поэтому судебная речь или совещательная как правила была предметом широкого обсуждения всех римлян.

Цицерон ставил три задачи красноречия:

расположить

требовало мягкости речи

настаивать

необходимость остроумия оратора

взволновать

эта речь требовала силы

Но перед этим он должен изобрести речь, расположить части речи, украсить ее с помощью изобразительно-выразительных средств. Для нахождения содержания, оратору необходимы три вещи:

Проницательность

Разумение – знать науки

Усердие

Что касается философии, то «философствовать помалу надобно». «Наша речь — писал он — должна пленять и увлекать сердца»

В трактате «Оратор» Цицерон подробно отвечает на вопрос, какой идеал красноречия. «Оратор должен обладать философским образом. Без философии не может явиться такой оратор, какого мы ищем» оратор должен заботиться о трех вещах «что сказать, где сказать и как сказать» К 1-у относится нахождение и отбор материала, ко 2-у –расположение, как расположить найденное и построить речь. К 3-у – произнесение и изложение речи. Они состоят из голоса, телодвижения, выразительности произнесения, ритма. Цицерон подробно уделяет внимание голосу, его значению в ораторском искусстве. Он пишет – «Удивительна природа голоса, который при помощи трех звучаний – низкого, высокого, переменного – достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах». И он говорит, что «постановка и владение голосом – в нашей власти», и приводит в пример Демосфена.

Главная сила оратора – речь. Она должна быть понятной слушателям. Речь, по словам Цицерона, обязана:

Убеждать

это вытекает из необходимости

услаждать

она служит удовольствию

увлекать

должна вести к победе

Украшением речи служат эпитеты, метафоры, сравнения, шутки, остроты. Но во всем надо знать меру. Оратор должен: 1 — обладать философским и научным образованием, 2 — обладать риторической техникой. Цицерон определяет множество приемов речи. Он их называет – от общего к частному; эпос и пафос – мягкое, приятное – мощное и пламенное, фигуры мысли и слова – обороты, повторы, соотношение противоположностей, восклицания, вопросы, умолчание, перенос и т.д. Их надо использовать при составлении выступления. Цицерон так говорит – «Все величие красноречия должно сиять в приемах этого рода. Их много как деревьев в лесу». Надо «говорить стройно, складно и с мыслями».  Он сам являл тот пример идеального оратора, о котором писал.  Он был пламенным республиканцем, политическим деятелем, философом. Но прежде всего, он был великим оратором, художником слова.

Как связано древнее ораторское искусство с современностью?  Эти трактаты Платона. Аристотеля, Цицерона надо брать и изучать. Принципы, приемы, задачи ораторского искусства, которые освещены Древними философами – ораторами и педагогами неизменны, как неизменна теорема Пифагора.